Интерфакс,
25 ноября 2025 г.
Менее 3% российских пациентов не сталкивались с проблемами доступности ОМС в 2025 г. - исследование 55 просмотров
Менее 3% российских пациентов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не сталкивались с основными недостатками в плане доступности медуслуг в рамках ОМС в 2025 году - такой результат показал опрос пациентов, результаты которого были приведены на круглом столе в рамках XVI Всероссийского конгресса пациентов.
Исследование проводится пятый год подряд, последний опрос был проведен в 78 регионах страны, сообщила заместитель руководителя центра «Социальная механика» Татьяна Фомина. Особенностью этого опроса стало включение в него впервые 200 медицинских работников. Для дальнейшего анализа информации привлекались данные статистики Минздрава и Росстата.
Как отметила Фомина, результат опроса оказался парадоксальным: общая удовлетворенность услугами бесплатной медицины в РФ растет третий год подряд, притом что основные ранее выявленные проблемные моменты сохраняются.
В региональном разрезе удовлетворенность медпомощью в системе ОМС выше всего в Москве, результат столицы улучшает общий результат по стране.
Удовлетворенность бесплатной медицинской помощью в поликлиниках стал немного выше в этом году - более 52%, показал опрос. По Москве уровень удовлетворенности составил 75%. «На мой взгляд, это отражает общую ситуацию. Есть Москва и есть остальная Россия», - сказала Фомина.
Ни с одной из проблем, как показал опрос, не сталкивались около 2,3% граждан по сравнению с 2,5% в прошлом году.
По ее словам, при обслуживании в поликлиническом звене самые острые проблемы связаны «с невозможностью получить услугу в одном месте, с отсутствием специалистов в поликлинике и длительностью ожидания медицинской помощи».
Чуть-чуть подросла представительность такой проблемы, как необоснованный отказ в оказании медицинской помощи. В области оказания стационарной медпомощи в системе ОМС «мы наблюдаем рост удовлетворенности от 58% до 63%, привела данные Фомина.
Чем недовольны пациенты в ОМС
Общие причины недовольства пациентов медпомощью - «это недоступность и дополнительные траты, и второй дефицит в системе здравоохранения - профессионализм врача; по мнению пациентов, качественные и детальные врачебные рекомендации зависят от профессионализма врача, а не от характера оплаты», сказала Фомина.
При этом вопросы исследователей о качестве стационарной медпомощи в ОМС выявили такие проблемы, как «всевозможные расходы пациентов, которые связаны с прохождением лечения, и в первую очередь это платные дополнительные анализы, а также покупка лекарств, которые входят в перечень жизненно важных препаратов», добавила она.
В федеральных медицинских организациях недовольство пациентов связано с дополнительными расходами на сами медицинские услуги при прохождении лечения и нахождении в стационаре. Плюс к этому расходы на дополнительные платные анализы перед госпитализацией - повторные анализы, когда пациент приезжает уже с направлением на госпитализацию.
Образ качественной медицинской помощи в первичном звене, по мнению пациентов, - это доступная и оперативная медицинская помощь, возможность записаться дистанционно, возможность попасть к врачу узкой специализации в течение недели, к терапевту - в течение 2-3 дней, соблюдение принципа «одного окна» в поликлинике, когда ко всем специалистам можно попасть на прием в одном медучреждении.
Образ качественной медицинской помощи в стационарах, полагают пациенты системы ОМС, «связан с наличием ресурсов, лекарств, медизделий, оборудования, которые необходимы для проведения лечения пациенту», сформулировала Фомина запросы пациентов. И только в дополнение к этому перечню, по ее словам, респонденты говорили о «возможности выбора стационара и неких коммуникативных установок» врачей, связанных с их готовностью внимательно и подробно разъяснять состояние, лечение и путь, который предстоит пройти пациенту.
Врачи видят барьеры в доступности ОМС
Каждый шестой опрошенный в системе ОМС врач считает, что получить полноценное лечение бесплатно, только по полису ОМС, «невозможно без дополнительных затрат», продолжила Фомина. Меньше четверти опрошенных медработников полагают, что такая медпомощь возможна в полном объеме.
Кроме того, врачи отмечают, что качественная медицинская помощь возможна, но с ограничениями, для этого есть огромное количество барьеров. «То есть приемлемое качество медицинской помощи признается, но его все сложнее и сложнее соблюдать, поскольку существует масса препятствий», - систематизировала Фомина позицию врачей со ссылкой на опрос медиков.
«Мы спрашивали у медицинских работников, насколько соблюдается принцип равенства пациентов. Спрашивали, чтобы понять, насколько качество медицинской помощи устойчиво. Декларативно у нас принцип равенства пациентов соблюдается в подавляющем большинстве случаев. Однако реальные поведенческие стратегии самих медицинских работников очень сильно отличаются от этой декларации, когда речь заходит об их близких людях», - обратила внимание Фомина.
Только 5,5% медиков не стали бы «вообще ничего дополнительно предпринимать для помощи близким». Но основной привлекаемый в таких ситуациях ресурс для повышения качества медицинской помощи - «это не финансовые средства, но социальный капитал и корпоративная солидарность; таким образом, считают врачи, можно повысить качество медицинской помощи», развила тему исследователь.
Платная медицина как компенсация изъянов
Из числа участников опроса среди пациентов 80% сказали, что обращались за платными медицинскими услугами. Это случалось при отсутствии нужного специалиста по полису ОМС или по причине того, что услуга нужна была срочно. Дальше в перечне аргументов по значимости шли аргументы о предпочтении современного оборудования в платных медучреждениях, о точности результатов анализов и другие.
«Мы видим, что в настоящий момент платная медпомощь носит компенсаторный характер, она фактически купирует основные дефициты системы здравоохранения, которые есть в ОМС. Граждане платят не за премиум-услуги, они платят сейчас за доступность медуслуг в своей массе», - сделала вывод Фомина.
Она отметила важность обращения граждан на «горячую линию» Всероссийского союза пациентов. И в этом году на первое место среди причин таких обращений вышли нарушения при лекарственном обеспечении.
Кроме того, исследование показало: подавляющее число пациентов считают, что роль независимых защитников прав застрахованных в системе ОМС должна сохраняться. О такой роли страховщиков ОМС пациенты знают, подтвердил опрос. Пациенты говорили исследователям, что сначала будут искать поддержки у руководства лечебного учреждения, а затем готовы обратиться за поддержкой к своему страховщику ОМС.
Вся пресса за 25 ноября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 ноября 2025 г.

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Британская компания будет страховать граждан ЮАР от нападений бегемотов и слонов

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Allianz сократит до 1,8 тыс рабочих мест, заменив их искусственным интеллектом - Рейтер

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Суд привлек страховщиков к спору «Транснефти» с владельцем НПЗ в Тюмени

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 26 ноября 2025 г.
Агростраховщики взяли на контроль ЧС в Орловской области из-за переувлажнения почвы

|
|
РИА Дагестан, 26 ноября 2025 г.
Выйти из «красной зоны». Автострахование в Дагестане показывает позитивную динамику

|
|
Autonews.ru, 26 ноября 2025 г.
Эти машины чаще других попадали в ДТП в 2025 году. Антирейтинг

|
|
ТАСС, 26 ноября 2025 г.
Совфед ужесточил условия получения мигрантами полиса ОМС

|
|
Брянская губерния, 26 ноября 2025 г.
Виновник ДТП выплатил страховой компании 650 тысяч рублей после ДТП

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Совфед одобрил усложнение получения полиса ОМС для трудовых мигрантов

|
|
Авторамблер, 26 ноября 2025 г.
Стоимость ОСАГО снижается, выплаты растут: в России подешевело автострахование

|
|
Парламентская газета, 26 ноября 2025 г.
Территориальные фонды ОМС смогут брать на себя функции страховых организаций

|
|
ГТРК Брянск, 26 ноября 2025 г.
Арест автомобиля вынудил виновника ДТП погасить долг в 650 тысяч рублей

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 26 ноября 2025 г.
Цыганов заявил, что в России срок ремонта автомобиля по ОСАГО важнее качества

|
|
Финмаркет, 26 ноября 2025 г.
За 10 месяцев средняя премия по годовым полисам ОСАГО снизилась на 4,9%, средняя выплата выросла на 16%

|
|
Sputnik Молдова, 26 ноября 2025 г.
В Молдове значительно выросли тарифы автострахования, подорожала и «Зеленая карта»

|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2025 г.
Более 10 тыс. такси Подмосковья с января не работает из-за отсутствия страховки

|
|
РИА Калмыкия, 26 ноября 2025 г.
Число жалоб жителей Калмыкии в Банк России выросло на 60%: Что стоит за ростом недовольства?

|
 Остальные материалы за 26 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|